Музыка является могучим и ничем не
заменимым средством формирования духовного мира ребенка Д.Б. Кабалевский |
XXI век – век новых технологий, компьютеризации, огромного информационного потока. В связи с этим в последние годы отмечается значительное оскудение духовной жизни общества, низкий уровень эмоционального взаимопонимания, дефицит сочувствия в сфере человеческих отношений. Особенно ярко это выражено в поведении детей: их круг интересов мало способствует нравственному развитию. Изучая мир, они узнают различные факты из истории, новости и события, связанные со всеми сферами нашей жизни, но эмоциональной отзывчивости, реакции на все происходящее вокруг, все меньше и меньше.
Именно поэтому в последние годы остро стал вопрос поиска путей развития эмоциональной сферы ребенка, а также поиска инструментов, с помощью которых можно повлиять на его умение сопереживать и делать своими чужие радости и печали.
О важности развития в детях эмоциональной отзывчивости говорили такие исследователи как А.Ш. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, В. В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М.Теплов, Ю.Б.Алиев, Д.Б. Кабалевский и другие. Как правило, вопрос об эмоциональном развитии в науке связывают с oбнoвлением сoдержaния oбрaзoвaния, а также гyманизaцией педaгогическoго прoцесса. Однако немаловажную роль в развитии эмоциональной сферы детей играет и yлyчшение их эстeтическoго вoспитaния, ведь искусство, образное по своей природе, вызывает у ребенка множество чувств и переживаний, которые в полной мере им осознаются.
В дошкольных учреждениях любовь к прекрасному прививается, в частности, на музыкальных занятиях. Именно с помощью музыки можно помочь детям преодолеть неуверенность, растерянность, страх, она в состоянии помочь сбалансировать работу нервной системы ребенка. Но чтобы уметь посредством музыки воздействовать на эмоциональный фон ребенка, каждому педагогу для начала необходимо знать методы диагностики, позволяющие определить уровни эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональные переживания человека не всегда связаны с их словесным выражением. Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что они уже знают оттенки многих чувств и переживаний, но не используют их активно в своей лексике. Это объясняется тем, что вербальное обозначение оттенков переживаний детьми еще не осознаны, поэтому они, рассказывая свои чувства, заменяют слова жестами, мимикой, возгласами, что у психологов называется «невербальной коммуникацией». Невербальная коммуникация выражает чувства и установки по отношению к себе и другим людям без всякого искажения.