«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития».
Б.П.Никитин.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой деятельности!
Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка и игра.
Такими играми являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель – развитие ребенка.
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Развивающие игры Никитиных стимулируют развитие творческих способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества.
Для успешного использования развивающих игр, Б. Никитин выделил основные условия развития способностей детей:
– раннее начало;
– создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее;
– организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей;
– обеспечение большой свободы в выборе деятельности;
– помощь взрослых.
Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты
Никитин выделил основные правила организации развивающих игр:
– Радоваться успехам, но не захваливать.
– Ни пресыщения, ни принуждения!
– Самостоятельно – без подсказки! А как быть с ошибками? (А ошибки ребенок должен замечать сам, если затрудняется только направить, но не исправлять).
– Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок. (Запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое.).
– По воле «волн». (Неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в «нужный момент»).
– Метод «ледокола», или шаг назад – два шага вперед. (Как быть если не получается? Лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому.)
– С помощью сказки и без нее. (Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами.).
– Непринужденная обстановка. (Свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует т.п.).
– Когда игры себя исчерпают? (Первая ступень – сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве случаев мало знать «ответ», т. е., уметь решить задачу, надо суметь решить ее быстро. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели).
Часто возникает вопрос с чего начать?
Исходя из рекомендаций Б. Никитина и своей практики желательно начать с игры «Сложи узор». После того как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю-другую можно постепенно вводить следующую игру – «Уникуб», и по нарастающей «Кубики для всех» «Сложи квадрат», «Точечки», «Кирпичики». Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.
Поговорим немного о самих играх. Одной из первых игр, которую можно предложить ребенку – это игра «Сложи узор».
Игра «Сложи узор».
У кубика четыре стороны окрашены в разные цвета, а две грани на половину, в виде треугольников 2-х цветов. С помощью этой игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
В практике эта игра получила наиболее широкое распространение. Ребенок может строить узоры по шаблонам, рисункам, а затем и используя собственную фантазию.
Отлично себя зарекомендовали альбомы – пособия к этой игре. Пособия рассчитаны на возраст от 2 лет и до 7:
– альбом «Разноцветный мир» (от 1,5 до 3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 7 лет).
– альбом с заданиями: «Сложи узор для малышей» (от 2 до 3 лет), «Чудо кубики 1», «Чудо кубики 2».
Страница каждого альбома содержит: загадку-стишок или цитату из сказки, яркий рисунок-иллюстрацию к загадке. На каждом рисунке присутствуют цветные квадраты – это места, в которые ребенку необходимо положить кубики. Но здесь не исключается и творчество самого педагога. Например, для малышей можно строить не просто желтую или красную дорожку, а путешествовать по временам года. Какая дорожка у весны, осени и т.д. Или очутиться на сказочной поляне с разнообразными цветами (изображаем разнообразные квадраты). Веселые домики для друзей Вашему творчеству нет предела.
В начале, с детьми выставляем кубики на картинку с четкими гранями каждого кубика, затем можно просить построить такой же но длиннее или короче, другого цвет и т.п. Далее мы работаем со схемой натуральную величину кубика.